18:39 

И cнова здравствуйте (Записки задолбавшегося религиоведа)

Таисс Эринкайт
Если хватит духу, иди рядом
Я тут опять статьями заморочилась. И вот чего надумала в процессе...

Любая гуманитарная наука (если она наука, а не, как куртуазно выражались древние греки, "любовь к мудрости") - это мнение. Все, чего в ней есть точного, бессовестно заимствованно у точных наук и математики (которая еще более умозрительна, чем та же философия). Мнение верно лишь до той границы, где оно сталкивается с другим мнением. Но почему-то все стремятся прикрутить к этому мнению пресловутую "последнюю инстанцию".
Взять то же религиоведение. Это дикая помесь истории, философии и мат. статистики, углубленная в одну конкретную область - религию. Не будем говорить о конфессиональном подходе, возьмем академический (который от научного атеизма отличается только названием). Вот есть группа людей, которые во что-то верят. Казалось бы, флаг им в руки, пусть себе верят хоть в Христа, хоть в Кришну, хоть в справедливость и бескорыстность чиновников. Но нет, религиоведение берется мерить, насколько правильно и глубоко они в это верят. Больше всего в данном ключе я люблю Чеснокову (РПЦ реет на фоне. Черный вооорооон...). Тетка совершенно грамотно и обоснованно придумала "индекс воцерковленности" - шкалу, по которой любого православного можно взять, и померить, насколько глубоко и убежденно он верит в своего бога. Да, оговорочка по Фрейду присутствует: мол, в голову верующему мы не влезем, так давайте по делам его посчитаем, чего, как и сколько он там делает по заветам своей веры. Подсчитываем, сколько раз некий православный христианин Пупкин сходил за год в церковь, сколько раз помолился и какие посты выдержал. Складываем, и получаем циферку. На сколько "наработал", такого он и "качества" верующий. Объективно? Хрен там!
Возьмем, к примеру, гражданку Булкину. Молится-крестится, Библию читает, детям-сиротам часть своей нищенской пенсии жертвует. Правда, в церковь не ходит. Она инвалид-колясочник, волею советской власти проживающая на 5м этаже в доме без лифта. Продукты ей носит внучка-студентка, раз в неделю ее на руках спускают на улицу, чтоб старушка воздухом подышала. Она верующая? По Чесноковой выходит, что да, но фигово верующая, ибо не все установления соблюла. Или возьмем внучку-студентку гражданки Булкиной. На пары успей, домашку сделай, подработай в макдаке, потому что новые туфельки хочется, а денег нет, бабушку-инвалида навести и далее по списку. Тут по сторонам не успеешь оглянуться, не то что в церковь сходить и простоять там 4 часа кряду (я помню свои первый-третий курс, когда я периодически забывала не то что по дому что-то сделать, а и банально как хавчик жевать. В 6 утра поднялись, до 2 отучились, в 10 закончили домашку и отрубились, не дойдя до постели).
Я таких Булкиных-Селедкиных на ходу могу сочинить десятка четыре. На деле их куда больше - тех, кто не имеет возможности, сил, здоровья выполнять установления, накарябанные в старенькой еврейской книжке 2 с гхыром тысячи лет назад. Так почему мы по сей день пытаемся впихнуть человека в рамки, которым столько лет? Потому что догматика не меняется? Я академический ученый, я клала с прибором на все догматики всех религий. Меня интересуют живые люди, здесь и сейчас. Которые работают на двух работах, чтобы прокормить семью, которые учатся, которые живут в мире, меняющемся быстрее, чем писатели-фантасты успевают придумать новый мегадевайс будущего. Так что давайте уже наконец-то закопаем старую теорию и сочиним нечто адекватное запросам времени. А то заколебали уже.
Спросите любого, во что он верит. Если покопаться, то кроме каких-то прописных "истин" всплывут до кучи домовые, неблагоприятные дни, плохие черные кошки, пророчества Ванги и еще гора всего. Так что, если такой "верующий" выполняет пункты а,б, в и частично г из списка г-жи Ч, то он тоже настоящий, "всамделищный" православный? Да бросьте! Люди все разные. Да, есть между некоторыми группами определенное сходство - обычно именно по этому признаку неформальные группы и образовываются. Но границы у этого сходства совсем не те, о которых нам хотелось бы писать красивым академическим языком.
Так что я пошла сочинять новую методику. Не, конечно, для работы на "на, и отъебись" мне и старой вполне хватит. Но вот для себя сочинить нечто эдакое - это уже задача. Потому что тут думать надо, коомрадес, думать, а не оградки из четырех древнееврейских планочек городить.


У вас кто-то воскрес?

@темы: бытие и бредни, как нас вставило

URL
   

Магазинчик Маруши

главная