Таисс Эринкайт
Если хватит духу, иди рядом
Из того, что читала в последнее время, больше всего понравились:
1. Пехов "Ловцы удачи" (вместе с повестью "Особый почтовый") и "Летос"
Первая книга - построенный на классике фэнтези пестрый мирок, в котором уживается большое количество канонических фэнтезийных рас (подразумевается, что по Толкиену, хотя сейчас уже это что-то типа общепринятых стандартов. Типа эльфы - долгожители, гномы - недомерки, а орки - зеленые. Серьезно зеленые - их в лесу не видно, особенно если разденутся. Это не я придумала, это в книге так написано (с)). Главгерой - канонический же эльф, приближенный к трону владычицы всея лесов и остроухих, красавец, боец и вообще на дуде дудец стреколете леталец, герой войны, командир звена и прочая-прочая. Опальный, как водится. Напарник его - орк зеленый, клыкастый и не шибко приветливый, но надежный, как гномий банк. Ничего не напоминает? Как С.О.Рокдевятого, как набор штампов?
А если честно, то несмотря на полное отсутствие внезапных поворотов и прочего авторского креатива из оперы "как меня муза вставила", книга чудная. Она легкая, бойкая, пестрая и совершенно ненапряжная. В ней чудесные тропические острова, пахнущие дикой сельвой и солеными брызгами океана, в ней свежий ветер под крыльями самолета (пардон, стреколета, но смысл тот же) и бесконечная синева неба. Ну, а еще контрабанда, разной степени мрачности стремные личности, наемные и неуемные (ибо идейные) убийцы и прочий фан для остроты сюжета. Пехов вообще славен тем, что умеет взять что-то избитое, ну или хотя бы крепко затасканное, и сделать из него конфету под новеньким остреньким соусом (да-да, старина Гаррет, Линии Крови и драгоценная ты наша христианская муть, это я о вас).
Вторая книга - "Летос" - из другой песни. Автор замахнулся на эпику (опять). Это фэнтези мрачное, местами до полной беспросветности. Но зато в нем довольно продуманный, очень детально, со вкусом описанный объемный мир. Если не цепляться к стилистике и языку (если в первой книге "Хроник Сиалы" язык был на уровне крайне невысоком, пестрел рубленными фразами и странными оборотами, то в "Летосе" длина фраз начинает стремиться к тому "абсолюту", где в конце предложения уже не помнишь, о чем было начало. Такое впечатление, что редактор не дочитал. Хотя если от этого отрешиться, то заходит нормально), то получается нечто вполне себе оригинальное (насколько вообще может быть оригинальна идея условно постапокалиптического мира в духе фэнтези), интересное и интригующее. Правда, о легкости и какой-то даже игристости текста (как в "Ловцах удачи") речь не идет. "Летос" тяжеловесный, но зато внушительный и конкретный, как хорошо поставленный удар старушки-судьбы. Весьма такая солидная вещь.

2. "Злато-серебро" Алесько С. (что С., леший его знает, ибо страница на СИ называется именно так
Годный, крепкий любовный роман без перегибов. Точнее, как. Перегибы есть - особенно в характере главного героя, ибо уж очень он самоуверен (приблизительно как лист плотного картона), чем окружающие с удовольствием пользуются. Но зато хотя бы нет надрывных страданий на пустом месте и женских персонажей аля "надену бронелифчик и пойду властвовать и унижать! Как не надену? Как иди на кухню и поддерживай огонь?!". Зато есть очень добрый (и почти единственный) женский персонаж, демонстрирующий не немереную крутость пополам со скудоумием, но тихую, последовательную, несгибаемую надежность - этакая маленькая домашняя каменная стена. Есть этакий настоящий богатырь (тм), не очень большого ума, зато большой силы и добродушия. Есть, в конце концов, гг - этакий всекрутейший могун, который с завидным постоянством расшибает голову о собственную могучесть (читай, тщеславие и самоуверенность на пустом месте), и который в конце концов просто обязан понять, каким дураком был и как ему повезло, что у него есть такая надежная каменная стена (которая в случае чего за ним и во вражеский замок, и в горящую избу с конем в поводу).
Сюжет не нов и предсказуем. Герои, я бы сказала, традиционны - чтоб не сказать шаблонны. Но в них вложена душа. Это как если бы вы взяли в магазине готовую болванку для какого-то изделия, а потом сами довертели к ней фичей и украшений, но так, чтобы вышло нечто гармоничное, а не попугаистое. Да и вообще читать приятно, хотя текст и не утаскивает "в себя", не заставляет погрузиться в мир и жить в нем, не отвлекаясь на редкие "всплытия" в реальность. Хорошая книжка "для горчичников" - когда температура валит под 39, и мозг просто не способен на восприятие чего-то нового, но старое и привычное заходит с восторгом и благодарностью.

Да, я, в общем-то, не сильно в восторге от того, что читала в последнее время. Но непрочитанных книг впереди еще столько... Так что где-то впереди есть те ИМХО-шедевры, которыми я буду дышать, захлебываяся от восторга, бредить ими, видеть во сне. Есть там и много проходного середнячка, который отлично подходит для чтения в метро. Есть там еще больше шлака, уезжающего с порога в "избу-неосильню". Там, я надеюсь, вообще много чего есть - разного, и именно потому прекрасного.


ЗЫ: меня частенько подмывает завести здесь рубрику "первый абзац". Нет, серьезно, бывает, что книга взрывает мозг пополам и вдребезги с первого абзаца, после которого наступает полный амок, пиздец и прочий Ад и Израиль. К счастью для моих нервов, попадаются мне такие "первые абзацы" не так уж и часто - книги я выбираю зачастую придирчиво, просматривая отзывы и рекомендации, а не просто хватая первое, что попадется. Во избежание, так сказать.

@темы: ёж-книгопочитатель